|
Моя очередь (на всякий - у меня плохое настроение, но старалась как можно более непредвзято) Итак, Первая часть канонического фентези, за основу которого взят мир компьютерной игры Lineage. Главный герой, лишившийся родителей, проходит тяжёлый путь от постоянно избиваемого мальчишки на побегушках до способного тёмного мага. В прологе произведения закладывается основная интрига – зловещее предсказание умирающего некроманта, касающееся непосредственно главного героя Вессела. Главы последовательно повествуют о раскрытии талантов юноши при поддержке загадочного учителя, об обретении друзей, о серьёзных испытаниях и тяжёлых потерях. Рассмотрим первую часть романа конкретней. Пролог сразу же бросает в горячую точку, экшн и эмоции зашкаливают и это хорошо. Читатель получает кое-какое представление о мире: две страны – Аден и Элмор, наличие священного ордена, нескольких богов, фауны (демоны, скелеты, зомби и прочая прелесть). Хорошо прописаны диалоги, хорошо представлены характеры героев. Кстати, наиболее, так скажем, выпуклым из всех персонажей получился Седрик (буйный нрав, решительность, эмоциональность), дальше выделю гнома Фрора, а вот сам главный герой Вессел стоит на самой низшей ступени. Но об этом чуть позже. Сам пролог выглядит немного затянутым. Вообще, первой половине данной части не хватает атмосферы (пролог в этом плане вполне сносный), каких-то интересных деталей мира. Автор предпочёл убрать всё в сноски, чем плавно раскрыть особенности и красоту вселенной книги. Фанатам игры этого наверняка будет достаточно, но если писатель рассчитывает на более широкую аудиторию, то нужно красиво вплести какие-то пояснения прямо в текст: подробности быта, пейзажа, интерьера, портрета и тд. Я ощущаю нехватку художественной детализации (у меня кстати, её избыток и это тоже минус). Прослеживается квестовость (принеси мне то, сделай это, пойди туда), что хорошо для сценария игры, но плохо для книги. Сюжетный поворот превращается в унылую пыльную дорожку. Скажем, главы по добычу символов. Сами по себе они интересны, а вкупе получается пресно. Вот автор посылает героя туда, - рубилово - символ, сюда – рубилово – символ. Поначалу интересно, драматично, динамично. Потом всё идёт и идёт герой, по пути кромсает врагов. Автор кидает одно препятствие за другим, а герой преодолевает их, вяло помахивая жезлом, приговаривая «везёт же мне…». И то, что должно было держать читателя до конца, превращается во что-то вялотекущее. Однако потом появляется очень хорошая и мощная вставка про гноллов, которая вытягивает все эти четыре главы сюда-тудалова. В романе много стереотипных вещей, но, наверное, для канонического фентези, это нормально. Практически все ходы предсказуемы: ясно, что Вессел справится с Талакином, и потому непереживательно, ясно, что его возьмут в поход на эмиссара Белефа, и поэтому разговор с друзьями накануне выглядит комичным. Некоторые сцены боя выглядят откровенно халтурными, например, битва со снежными тарантулами или встреча с Орфен, но есть и отличные, захватывающие баталии (Мина, формор). Да и вообще, героям не сопереживаешь (только убитому в бою с Миной орку чуть-чуть). Вот хотя бы в самом начале. Мать героя убивают орки. Вообще, это странная тенденция в фентези: автор почему-то решает убить или как-то по-другому убрать со сцены родителей главного героя. Обычно они мертвы уже на начало повествования. И если с отцом Весела ещё есть какой-то секрет, то мать просто вырезают из книги да ещё и настолько вскользь-цинично, что её совершенно не жаль. А главное сам главный герой на это реагирует никак – он ни разу не вспоминает о случившимся, не испытывает гнева по отношению к оркам. Лизе вообще иногда хочется втележить. Тут авторы фентези бросаются из крайности в крайность: либо женщины в их романах прекрасные бой-бабы в железных лифчиках, либо, как здесь, слезливо-сопливые в обморок падающие кисейные барышни. Комично. И если Орфен её сожрала, правильно сделала, генофонд только портить будет. Кай из этой троицы получился гораздо интереснее. Его характер более многогранен. Он трус, но как будто старается преодолеть это, он начитан, много знает. Опять вернусь к Весселу. Он как картонка. Нет индивидуальности. Даже банального описания внешности, не то что каких-то глубоких чувств и переживаний. Даже характер его отца, упомянутого только в прологе, интереснее – спокойный, рассудительный, отважный. А у Вессела я вообще не могу выделить каких-то уникальных качеств. Подводя итоги, хочу сказать, что в целом часть понравилась. Сюжетно, композиционно-правильно. Последние три-четыре главы получились наиболее удачными – напряжёнными, затягивающими. В плане художественного языка мне не хватило образов, оригинальных метафор. Не было предложений, которых хотелось бы перечитать, смакуя слова. Всё холодно-ровно, чётко, логично, но, наверное, это и отличает мужскую прозу от женской (уточню – современную прозу).
|