Всё это можно нарыть в интернетах или конкретней - в вики, но по просьбе трудящихся, оставляю это здесь.
Литературные жанры
- исторически сложившиеся группы произведений, объединённых совокупностью определённых признаков.
Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям: - по роду (драма, эпос, лирика, лироэпика) - наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности. - по форме (роман, рассказ, повесть, новелла и другие) - учитывается объём, способ построения образа: аллегория, символика, документальность - по идейно-оценочному настроению (комедия, трагедия, драма) - по тематике - более дробное деление (например, роман - производственный, психологический, женский, приключенческий) и ещё туева хуча всяких разделений в зависимости от степени педантизма и личной чуйки составителя классификации.
По роду литературы, как написано выше, выделяют 4 жанра:
(так как это относится больше к театральщине, а клуб у нас конкретно по прозе, дам только определения)
ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия - сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Суровая серьёзность, изображается действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрываются глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.
комедия - прямо противоположен трагедии. Характеризуется юмористическим или сатирическим подходом. Подвиды: фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Обычно непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами интермедия - просто маленькая театральная сценочка скетч - небольшая пьеса комедийного или острого содержания с двумя, реже — тремя персонажами. пародия - тут всё понятно комедия положений - герои в смешном положении, ситуации комедия характеров/нравов - комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
драма - специфически изображает частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
По форме литературы
МАЛАЯ
миниатюры - зарисовки-коротыши, как правило, сгущенная эмоция или проблема. это законченное произведение с идеей и внутренней логикой. Например,
Немо La terra
Ложусь осколками динозавра на землю. Окаменеваю. Превращаюсь в породу, тверже которой только лучшие из нас, ставшие алмазами, которые не поддаются огранке любителя придавать всему красоту, понимаемую им только как обтачивание. Надо мной непроницаемый гранит событий миллионов лет –вот Луна уходит все дальше и дальше от Земли, желая расстаться раз и навсегда, но голубая планета сильно держит своего спутника твердыми жизненными обязательствами и приходится подчиняться – жить на привязи и вокруг. Вот словно резина растягиваются и сходятся в единый комок континенты и огромный океан срывает вершины самых высоких гор, унося камни и кипяток горячих недр в черноту неизведанной глубины, которая иногда взрывается от контраста холод-жар, но время опять все возвращает в первоначальное состояние. Вот мой одинокий друг, раскрыв пасть в вое ожидания уже несуществующей самки, наблюдает свет умершей задолго до его рождения звезды. Вот легионы железным потоком катятся на север, чтобы потом стать сувенирами в дешевых лавчонках. Вот тело земли дырявят, режут, придают косметически правильный облик, чтобы тараканам, выделяющим пот при совокуплении, кричащим при появлении новой особи, жрущим, гадящим в лазурные моря, цепляющим на брюшко разные новомодные цацки, оборудовающим свои клети и ходы к воздуху и хавке, важно рассуждающим о грызомой ими праматери, было легче жить и подыхать. Я – кости динозавра, который никогда не встанет, чтобы печальным взглядом хищных глаз вспомнить ту землю, которой никогда не будет.
новеллы - остросюжетная краткая проза с нейтральным стилем изложения. Например, Новелла "Осёл" Vozduh
рассказы - основной жанр малой повествовательной прозы. В отличии от новеллы психологичен, рефликсивен, язык образный. Персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.
очерки - это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием.
эссе - выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
КРУПНАЯ
ПОВЕСТЬ — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.
РОМАН - литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Подвидов романа, как звёзд на небе. Вот некоторые из них:
- исторический - включает в себя: античный ("Дафнис и Хлоя" Лонга, "Сатирикон" Петрония), рыцарский или куртуазный ("Королева фей" Спенсер, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле)
- аллегорический - Особый случай представляют собой некоторые средневековые аллегорические повествования, называемые романами. С одной стороны, они входят в обширный корпус средневековой аллегорической литературы, восходящей к церковным латинским апологам, вершиной которой стала «Божественная комедия» Данте. С другой стороны, тематически и формально они связаны с рыцарским романом. Наиболее известный пример такого рода — «Роман о Розе».
- роман нравов - не является строгим термином и часто прилагается к произведениям самых разных эпох, от петрониева «Сатирикона» до «Контрапункта» Олдоса Хаксли. То, что их объединяет, — это, по-видимому, сатирическое описание современного общества, часто в сочетании с плутовским сюжетом. В этом смысле типичными романами нравов являются, например, «Ярмарка тщеславия» Теккерея и романы Ивлина Во.
- психологический - разновидность романа, в котором автор имеет целью изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений его души». Яркий пример - проза А.Камю, Гёте, Руссо, Л.Толстого, Гончарова, Достоевского.
- производственный - рисует людей в труде, житейские ситуации простого рабочего люда: шахтёры, суконщики, моряки, крестьяне. Этот вид жанра оформился в 19в (до 19 были единичные попытки - например творчество Т.Делонэ) в связи с ростом промышленности и индустриализацией. Примеры производственных романов: Э.Золя "Дамское счастье", Т. Драйзер "Финансист", "Стоик", Дж. Лондон "Моряки"
- приключенческий - приключенческий жанр включают в себя практически все атрибуты, необходимые для интересного и увлекательного чтения – динамичность и сложность сюжета, храбрых и красивых героев, любовные перипетии и неожиданные повороты. При внешнем сюжетном многообразии приключенческих произведений фабула их довольно проста. Это – бегство, путешествие, плен, чудесное спасение. Примеры: Конан Дойл. «Затерянный мир». Профессор Челленджер с компанией отправляется в Южную Америку на поиски некоего горного плато, где, по слухам, обитают динозавры и примитивные люди каменного века. Джек Лондон. «Сердца трех». Молодой потомок пирата Моргана, который оставил ему богатое наследство, отправляется на поиски сокровищ своего предка. Жюль Верн. «Вокруг света за 80 дней». Филеас Фогг побился об заклад, что сумеет обогнуть земной шар в срок не более 80 дней, что было в то время предельно возможной скоростью.
- любовный и порнографичекий - думаю тут всё понятно. Привет, Даниэла Стил и автор 50 оттенков серого.
- готический — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). М. Шелли, Д.Остин