поделиться в соцсетях

 

Снова о рифмах (учебный материал)

Автор
Опубликовано: 1898 дней назад (25 марта 2015)
Редактировалось: 1 раз — 26 марта 2015
+6
Голосов: 6
В двух предыдущих главах мы с вами обсудили, каких рифм следует избегать, чтобы они не испортили художественного впечатления о нашем стихотворении. Сегодня поговорим о том, что стихи может украсить. Хотя… неумелое и рискованное использование некоторых из этих «украшений» может стать и роковой ошибкой.

Несколько новых определений, касающихся рифм.

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию:

грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные.

ОБЪЕКТИВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ РИФМЫ строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково:

мышь - рыж, слуг – стук, сыр - пир, вот – комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз,
детский – немецкий, колоться – колодца, страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...

Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». -
«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»…
(А. Пушкин)

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
( И. Бродский)

Как призрачно мое существованье!
А дальше что? А дальше - ничего...
Забудет тело имя и прозванье,-
Не существо, а только вещество.
(С.Маршак)

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
(А. Блок)

СУБЪЕКТИВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ РИФМЫ - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других:

Ступа – рупор, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...

Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным

Здесь для сравнения с акустической вспомним еще раз ГРАФИЧЕСКУЮ РИФМУ (рифму, которую лучше не использовать)- рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни в поэзии почти не применяется:

Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый)…

Наиболее подходящими для использования в стихах являются все богатые рифмы. БОГАТАЯ РИФМА – это сочетание рифмующихся слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма.

Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
(Ф.Тютчев)

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

Тем не менее, наши стихи украшают вовсе не богатые рифмы, а рифмы, которые употребляются редко и имеют особенности. Например, рифмы, составленные из нескольких слов – составные рифмы.

СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными:

небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...

Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы.

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
(А.М. Жемчужников)

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
(С. Есенин)

Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Онуфриев)

АВТОРСКАЯ РИФМА - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде:

исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы ...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
Если такие, как вы, творцы –
мне плевать на всякое искусство.
(В. Маяковский)

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!
(В. Брюсов)

РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более сложная:

Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушаещееся - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и – глазастые

Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
(Фёдор Сологуб)

Интересной и довольно редко встречающейся рифмой является ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов (слов, имеющих одинаковое написание, но разный смысл и происхождение):

мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари - пари,
том - том, прав - прав...

В отличие от омонимической, ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор.

На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.

Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский)

Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)


КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими.

Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...

В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С. Пушкин)

Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
(Эмиль Кроткий)

И, наконец, в этой же статье о «хороших» рифмах есть смысл упомянуть и рассеченную рифму.

РАССЕЧЁННАЯ РИФМА – рифмосочетание слов, основанное на внутрисловном переносе: последнее cлово в строке «разрывается» и переносится в следующую строку:

зна(мя) - казна, живуч ям(б) - созвучьям, нигде - приведе(ние), ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...

Редким, но весьма интересным является вариант рассечённой рифмы, состоящий из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово зарифмовано по частям и с первым, и со вторым (ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА).

Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп-
раки -
нут..."
(В. Маяковский)

Раскланялись все, осклабились враз;
кто басом фразу, кто в дискант дьячком.
- С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праз-
нич-
ком!
(В. Маяковский)

А кто до того к подписям привык,
что снова к скале полез,-
у этого всегда закрывается лик-
без.
(В. Маяковский)

Разговор о «хороших» рифмах - интересных, оригинальных, талантливых – еще не закончен. Мы продолжим его в следующей статье.

Продолжим наш разговор о хороших рифмах – не в смысле их идеальной точности, а с точки зрения их нестандартности, которая всегда добавит «очков» вашим стихам, если вы подаете их на конкурс. Речь пойдет о неклассических и экзотических рифмах. Почти обо всех неклассических рифмах мы с вами уже подробно говорили в предыдущих статьях, здесь хочу только сделать небольшое обобщение по «новой рифме». Чтобы не изобретать велосипеда, приведу далее выдержки из 12 лекции «Школы поэзии» о неклассических рифмах:

«Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков. Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением, символисты из исключения сделали правило. Принцип новой рифмы состоял в том, что стали рифмоваться те слова, в которых есть достаточное число сходно звучащих элементов. При этом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками («чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др) . Новая рифма не только освобождала поэтов соблюдать сходство окончаний, но и налагает на них новые требования -соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков. Новая рифма – иная, нежели классическая, но она ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».

Итак, неклассическая рифма должна соблюдать три правила:
- ударных гласные на слух совпадают,
- если за ударной гласной совпадающих звуков нет, совпадают опорные согласные,
- независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.

Рассмотрим неклассические рифмы на примерах, большая часть которых уже была нами подробно разобрана в предыдущих статьях данного сборника «Все о рифмах»:

- усечение согласных и даже гласных: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (Есенин), папахи – попахиВАЯ (Маяковский).

- прекращение заботы о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной: голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Маяковский), звоночЕК – ночьЮ, садняТ – палисадниК (Пастернак).

Новая рифма не теряла своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадало множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывалось: ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх, ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая.

Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяло даже ввести лишний слог. Такие рифмы называются НЕРАВНОСЛОЖНЫМИ (подробнее – см ранее).

А теперь самое время поговорить об ассонансных и диссонансных рифмах.

АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.

Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава... Людская молва, что морская волна.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)

Использовать ассонансную рифму в своих конкурсных стихах довольно опасно: не всякий судья правильно вас поймет и такие рифмы одобрит. Чаще всего ассонансные рифмы используются в вольных формах стихов – в верлибрах, белых и в частично срифмованных стихах. Возможность их применения в рифмованных стихах следует рассматривать в каждом конкретном случае отдельно, ориентироваться на собственный слух и вкус. Что касается меня, то я, прежде чем рисковать, толком не зная, зачем именно мне это нужно, я сначала пробую подыскать подходящие по смыслу наиболее гармоничные по звучанию рифмы, особенно при подготовке своего произведения на конкурс.

ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам):

парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь …

Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).

Было: социализм - восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга - горе дола.
Стало: коммунизм - обычнейшее дело.
(В. Маяковский)

В блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне лёгкий снег.
(А.А. Блок)

Когда земное склонит лень,
Выходит с тенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
(Н.Н. Асеев)

ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА - диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.

Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил, человек - век чело;
Улица - лица у; догов годов; резче – через.

Есть смысл поговорить об особом типе ассонансных рифм – предударной рифме.

ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (или ЛЕВАЯ рифма) - рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли:

Сударыни - судачите, полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка, присяга - присяду, возни - возьми, голову - голому...

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
(С. Панкратов)

Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
(Белла Ахмадулина)

Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.
(А.С. Пушкин)

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)

Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
(М. Светлов)

Осталось упомянуть еще несколько видов экзотических рифм, изобретенных Владимиром Маяковским:

РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов:
Солнце - сон целое; судорог - разнесу дорог; раб расти – храбрости; тех, кто рушаещееся – архитектор; шёпот - хорошо под; за сто и - глазастые...

РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны...

Молодой человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
(В. Маяковский)

Стихи с разноударными рифмами используются в фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы мелодически:
небе – себе; ночи – молчи; сидит – ходит; трава – снова; просил – бросил; я – красивая; "Молодость моя - Белоруссия...".

На этом наше длинное путешествие в мир рифмы заканчивается. Если что-то из собранного мною «с мира по нитке» материала оказалось вам полезным, я очень этому рада.

До накопления мною новых интересных материалов по теме «Все о рифме» этот сборник я объявляю законченным.

С уважением, Ваша Алкора.

Вот, казалось бы, все о рифмах, что знала прежде (или о чем сама недавно узнала), я уже поведала вам на страницах Ликбезовского сборника «Все о рифмах», ан, нет – есть еще порох в пороховницах! Сегодня мне захотелось обсудить с вами еще один способ классификации рифм – по их расположению в строке.

Собственно говоря, именно рифма и определяет конец СТРОКИ или (что правильнее) СТИХА. Если мы записали наше стихотворение в метрической, а не в смысловой форме, то конец строки вполне очевиден: где находится рифма, там и ее конец:

Ветер по морю ГУЛЯЕТ,
И кораблик ПОДГОНЯЕТ;
Он бежит себе в ВОЛНАХ
На поднятых ПАРУСАХ.
(А.С. Пушкин)

Здесь выделенные слова попарно срифмованы друг с другом (гуляет-подгоняет, волнах-парусах) и именно они отмечают собою конец строк (стихов). Но так ли? О каких рифмах здесь идет речь?

О КОНЕЧНЫХ РИФМАХ, то есть, тех, что стоят на конце каждого стиха. Мы так привыкли к этому обстоятельству, что почти не задумываемся о том, что рифма может находиться в строке и не только на ее конце. КОНЕЧНАЯ РИФМА – это самая распространённая и популярная рифма в стихосложении: та, что объединяет последние слова в строках.

Помимо конечной рифмы, существует еще начальная и внутренняя рифмы. О них мы и поговорим.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – это слова в середине стиха, рифмующиеся или с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно - ХОЛОДНЫЕ, вечно - свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(М. Лермонтов)

Здесь «холодные» - внутренняя рифма, совпавшая по звучанию с конечными рифмами «бесплодные» и «свободные».

БЛЕСТЕЛИ и ПЕЛИ капели,
Златился покров ледяной...
Сестрицы СИДЕЛИ и млели
В окошке весной под луной.
(А. Белый)

Опьянение ПЕЧАЛИ, озаренье тихих тусклых свеч, —
Мы не ЖДАЛИ, не ГАДАЛИ, не ИСКАЛИ на земле и в небе встреч.
Обагряя землю КРОВЬЮ, вы ЛЮБОВЬЮ возрастили те цветы,
Где сверкало, УГРОЖАЯ, злое ЖАЛО безнадежной красоты.
(Ф. Сологуб)

В этих примерах выделенные слова – тоже внутренние рифмы, совпадающие по звучанию с конечными (как в примере А.Белого) или рифмующиеся друг с другом (как у Ф.Сологуба).

Встречается и более распространенный на нашем сайте случай, когда в стихотворении срифмованы полустроки стихов. Это тоже вид внутренней рифмы, хотя, если автор посчитает нужным и запишет полустроки как отдельные строки, то эти рифмы станут обычными конечными рифмами строк:

Тот, чей голос — звон СВИРЕЛИ, нить свивая из кудели,
Песнь сложил я, РУСТАВЕЛИ, умирая от любви.
Мой недуг — НЕИЗЛЕЧИМЫЙ. Разве только от любимой
Свет придет НЕУГАСИМЫЙ, — или, смерть, к себе зови!
(Ш. Руставели. Витязь в тигровой шкуре. Пер. К. Бальмонта)

Гораздо реже встречается использование рифм в начале строки или НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
ВЫБЕГАЕТ умывальник
И КАЧАЕТ головой…
(К. Чуковский)

Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век):

ЯКО же бо змий страшен свистанием своим
ТАКО и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
(Моление Даниил Заточника)

Пример из современной поэзии с начальной рифмой:

Женщина - тайна вселенной, загадка, себя не познавшая,
Вещая песня любви, плод запретный однажды сорвавшая.
Яблоко, промыслом Божьим на древе познанья взращенное,
Мороком в душу проникло да там и живет, не прощенное.

Пламенно всю для других отдавая себя на заклание,
Раненой птицей летишь и дороги не знаешь заранее,
Выстоишь там, где мужчина, пугаясь, порой отступается.
Сердце лишь верит, надеется, грех принимает и кается.
(Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Еще из своих собственных поэтических опытов я могу предложить вам зарисовку, где присутствует одновременно и начальная, и конечная рифмы, причем, в ряде строк начальные рифмы одновременно еще и составные (то есть, состоят из нескольких слов):

РВУСЬ безответно, стараюсь посильно,
БЬЮСЬ, словно глупая муха в стекло,
РАДУЮСЬ СВЕТУ, но темень всесильна…
РАНО ПУСТЬ ЭТО, но буду назло,
СЛАВЯ СОЗДАТЕЛЯ, сеять благое.
СТЕЛЕТСЯ СКАТЕРТЬЮ путь в никуда,
ЗНАЮ, О ТОМ, как жить трудно изгоем,
С КРАЮ МОЙ ДОМ не стоит никогда.
(Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Еще один мой пример начальной и одновременно диссонансной рифмы:

КУПОЛ неба стал дырявым,
КАПАЛ мелкий дождь упрямо,
ДУЛ в трубе запечной ветер,
ДАЛ концерт и отклик встретил:
ШАШКОЙ молния махала,
ШИШКИ с сосен вниз кидала…
СКОРО ЛЬ РАЖ утихнет этот?
КАРА БОЖЬЯ, а не лето!
(Алкора, автор СТИХИ.РУ)

Наконец, поговорим о ПАНТОРИФМЕ – редкой разновидности рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно.

"Стал и сел. Взял и съел..."
(В. Маяковский),

"Взорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий),

"Полоса щели. Голоса еле..."
(В. Маяковский).

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

На сегодня пока все. Есть, правда, у меня на примете и еще несколько необычных по месту своего расположения в строке рифм, но о них мы поговорим позже – я пока не подобрала (или не сочинила) для этой темы подходящих примеров, а без примеров (сами знаете!) – теория скучна и бесполезна. До встречи, Ваша Алкора.

http://www.stihi.ru/2012/01/16/9062
0 просмотров
Теги: рифмы
Комментарии (2)
0 # 26 марта 2015 в 06:49 +3
Фруш, спасибо за интересный материал! a58
К сожалению, вчера успела прочитать только половину, сегодня дочитаю обязательно. И буду вумная-вумная. a67
0 # 26 марта 2015 в 16:16 +2
Твоя статья мне понравилась больше. Здесь идёт просто материал из словаря рифм и даже примеры - один в один, и немного в конце своих стихов, но чего-то нового, а, о конкурсах же) Я не буду подстраиваться под конкурсы и мне пофиг, что там приветствуется. А про рифмы всё это есть в словаре. Сухой теоретический материал. Можно взять чью-нибудь поэзию и прошерстить её в статье на предмет рифм и их видов. Возмёшься, Фру? Свои стихи. Почитаю, что там у неё ещё из теории, спасибо за ссылку.

Коментарии публикаций:

0
0
0 31 октября 2015 в 08:05
А мы...
Админ 31 октября 2015 в 07:55
А мы...
Админ 31 октября 2015 в 07:53
А мы...
0 31 октября 2015 в 07:51
А мы...

Разделы статей

^ Наверх